Firmaglobus.ru

География

Территориальная организация

Население и трудовые ресурсы

Содержание неблагоустроенного жилфонда обходится дешевле, поэтому реформа жилищно-коммунального хозяйства в Астраханской области идет медленно. Адресная форма социальной поддержки не получила широкого распространения: в общей сумме субсидий и льгот, предоставленных в 2002 г. на оплату ЖКУ, субсидии составляли 14,8%. Их получили только 9% семей (в среднем по РФ – 11% в 2002 г.), и размер перечислений весьма невелик – в среднем 88 руб. на семью.

Жилищные проблемы в Астраханской области имеют уникальные черты. Строительство в 1970–1980-х годах газоконденсатного завода вызвало к жизни такое явление, как бесстатусные поселения, или поселения-фантомы. Временные поселки, рассчитанные на 10–15 лет, предполагалось убрать, но прошло уже более 20 лет, а люди остаются в бараках временного типа, в щитовых домах, построенных на окраинах уже существовавших поселений. Они нашли себе другую работу, в том числе и на самом газоконденсатном заводе, но не получили постоянную прописку, их не учитывают в населении. В результате в некоторых поселениях Красноярского района число занятых на порядок превышает число жителей.

Часть временных поселений было передана «Газпрому» для расселения. «Газпром» строил сначала усадебные, потом многоквартирные дома в пригородном Приволжском районе, в поселке Красный Яр, даже в Астрахани для своих рабочих. Но отселение и из временных поселений, и из постоянных в зоне загрязнения идет с большим скрипом. Местное население не хочет уезжать и старается правдами и неправдами с помощью родственников сохранить за собой и старые дома. Всего на заводе работает 15–20 тыс. человек, в том числе местного населения – около 400 человек. Остальные – временно проживающие, приехавшие из других регионов, и жители Астрахани. Ситуация с расположенными в зоне загрязнения фантомными поселениями без коммунальных удобств и без всяких перспектив развития, из которых не хотят уезжать занятые, боясь потерять высокооплачиваемую работу, очень ярко иллюстрирует издержки становления рыночной экономики в стране.

По индексу развития человеческого потенциала в 1997–2002 гг. Астраханская область стабильно замыкала четвертый десяток регионов в рейтинге. Такое положение обусловлено как средним уровнем дохода, так и недостаточным развитием сферы образования, особенно высшего. По «кризисному» индексу качества жизни за 2002–2003 гг. позиции области существенно улучшились: с 43-го места она поднялась на 29-е, благодаря наметившемуся росту доходов, снижению безработицы и уровня бедности. По индексу демократичности, рассчитанному экспертами за десятилетие 1991–2001 гг. и за 2000–2004 гг., Астраханская область входит в плотную группу срединных регионов (в пятом-шестом десятке списка). В рейтинге индекса инновативности Астраханская область располагается на 24-м месте за счет высокой доли крупногородского населения и при весьма средних прочих составляющих (низкий уровень интернетизации, неразвитость сотовой связи и пр.).

Количественной характеристикой территории является демографический потенциал, который рассчитывается по формуле:

D = ∑n Pi / dji

Где Pi – людность населенного пункта, dji – расстояние между пунктами.

Расчет демографического потенциала Костромской Области приведен в табл. 4.

Таблица 4. Демографический потенциал Астраханской Области

А

B

C

D

А

B

C

D

Итого

А

-

45

23

8

501,3

0,9

0,7

0,2

503,1

B

45

-

22

52

11,1

44,2

0,8

0,04

56,14

C

23

22

-

31

21,7

2

18,2

0,07

41,97

D

8

52

31

-

62,6

0,8

0,5

2,2

66,1

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие полезные материалы

Экономическая характеристика Западно-Сибирского района За уральским каменным поясом на обширной территории в 2,5 млн. кв. км. расположен крупнейший Западно-Сибирский экономический район России, включающий Алтайский край, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую и Тюменскую области. Есть здесь и необозримые ...